Последние записи по теме маркетинга:

Здесь я привожу выдержки из поста моего коллеги Злобного Веб-Инженера. С чем то я согласен, над чем то я не могу решить еще про себя. С чем то я не согласен! Где то мои гиперссылки и комментарии.

С уважением ко всем. Ваш Муркетолог

Ложки НЕ СУЩЕСТВУЕТ!
из К\Ф «Матрица»

Злобный Инженер: Как я написал в каком-то каменте, меня не перестают удивлять люди, занимающиеся как бы «юзабилити». Хабрапипл вполне представляет, чем чреваты подобные хабразаявления.
Казалось бы, толпы народов съезжаются, устраивают конференции, изводят тонны макулатуры и человеко-лет. На что? А ни на что. Сейчас в очередной раз посмотрим, как получать деньги из воздуха.

Ведь и правда, нельзя делать подобные заявления голословно, нето %юзернейм% негодуэ оппоненты сильно расстраиваются.
Университетов мы кончали, распишем всё по трафарету.

Начнём с названия. Юзабилитиusability useability — хмм… возможность использования? в приниципе, это бинарное состояние: можно пользоваться \ нельзя пользоваться. Но километры копий не даром же сломаны?

Хорошо, вспомним, что «абилити» имеет характеристический оттенок, а «юз» может служить мерилом полезности. Наверное, предполагаем дальше, эти замечательные люди изучают степень пользибельности ээ… объектов окружающего мира, замеряют её специальными полезнометрами, строят кучу графиков и схем, по которым оказывается, что лимон, выращенный на солнечной стороне холма на 5 полезнопоинтов полезней.
На таком материале делают докторские. (Хе хе… я кандидатскую! докторскую потом буду делать :)\Муркетолог)

Включив немного мозга и обратившись к источникам интернетам, мы узнаем, что юзабилити… м-м — как бы это по-мягче сформулировать — ничем не является.

Оно не является научной дисциплиной по причине отсутствия аксиоматического аппарата, объекта исследования и подхода изучения — это почти основные элементы, отличающие (характеризующие) науку от прочих сфер человеческой жизнедеятельности. (Не лезем в философию и проблему демаркации, ок?)
Но оно и не является сферой человеской деятельности! Так-то!
Словцо это обозначает всего лишь определение понятия в подразделе эргономики — микроэргономике. («обозначает определение понятия» это я красиво загнул ;) вообщем, вы поняли, да?)

…the extent to which a product can be used by specified users to achieve specified goals with effectiveness, efficiency and satisfaction in a specified context of use.

Э-э! посвятить всего себя изучению одного понятия — задача, достойная философа. Ещё раз к месту слово «докторская». Но я подозреваю малое количество мизантропов-отшельников среди этих удивительных людей.

Муркетолог: По моему Влад Головач уже посвятил этому почти все нулевые годы (даже книжку написал //uibook2.usethics.ru/uibookII.pdf):

Этот сенсей пишет:

Юзабилити — степень эффективности, трудоемкости и удовлет-
воренности, с которыми продукт может быть использован
определенными пользователями при определенном контексте
использования для достижения определенных целей/мотивов.

И даже сделал адаптированную для нашего менталитета фомулировку:

Юзабилити — показатель количества операторских ошибок,
скорости взаимодействия с продуктом, скорости обучения
навыкам взаимодействия и субъективной удовлетворен-
ности определенных пользователей продукта, достигающих
определенных целей/мотивов в определенной среде.

Респект ему и уважуха ему.

Немножко о сенсее:

Сенсей

Итак, читаем Злобного Инженера дальше:

Пойдём с другой стороны, попытаемся сформулировать род занятий «юзабелист» через перечисление (грязный антинаучный хак). Занятие представляет собой попытку предсказать реакцию (удовлетворённость) и поведение (продуктивность) определённых групп людей при попытке взаимодействия (эффективность) с продуктом.
Вот для чего сотни мегабайт букв, озаряет нас внезапная догадка! Юзабелист подобен древнему врачу, практически вслепую ведущего команду инженеров, проектировщиков, маркетологов, художников и рабочих сцены к светлому приятию конечным пользователем светлых идей, воплощённых в качественном продукте.

Метод блондинки и динозавра, на мой взгляд, даёт большую вероятность сразу, чем метод проверки сайта по продаже эксклюзивных скрепок магнатам в красных штанах, применённый на магнатах в синих штанах.
Не надо быть тонким знатоком человеческих душ, чтобы доказать, что у плотников нет интернета.

Попробуем дать хоть какое-то научное обоснование.

По моему скромному мнению, человеческими деяниями управляют два фактора. Точнее, даже один. Инстинкты. Не будем опускаться до полной павловщины, это сильное такое допущение, но остановимся, как на одном из самых понятных.
Так вот, люди всё делают либо по привычке, либо по глупости. По привычке выполняются знакомые операции, уже повторенные несколько раз: свет вкл\выкл, зубная щётка на полке слева, крестик справа сверху, ссылка — синяя и\или подчёркнутая, центр-клик = опен ин нью таб, поиск где-то рядом, в меню можно выбирать, между абзацами обычно отступ два\полтора интервала, колбаса-хороша-в-салате. Это не только приобретённые инстинкты, но и врождённые, типа частоты дыхания, изменения состояния от воздействия определённых цветовых сочетаний, инстинкт слежения [взглядом], моргание, зевание.

По глупости делается все остальное. Не именно от безрассудства, а в собирательном смысле: по незнанию, из шалости, из любопытства. Все эти лягушачьи лапки на железных подносах, яблоки, эврики, байтики и смайлики.
Повторим схему поведения людей: когда человек сталкивается с неизвестным он

а) пугается

б) призывает на помощь сильные стороны личности (что либо одно): память, силу, ловкость, хитрожопость интуицию итд, и действует сообразно подсказке

в) запоминает пару методика — результат

г) действует в зависимости от соответствия результата ожиданиям.

Таким образом получается, что юзабилити, как наука, могла бы располагаться на стыке физиологии, психологии, философии, инженерии и архитектуры, изучая психомоторные реакции контрольных групп на цветоформовые раздражители. Что-то я не наблюдаю в сообществе подобных выкладок. Но только советы, свалку несистематизированных правил (хорошо, их можно назвать эмпирическими), и предложения обучить, исправить, удлинить, проанализировать и проконсультировать.

Это как с консультантами по семейным проблемам: вроде и проблема есть, и человек, её решающий, и некоторым даже помогает. Или с гербалайфом: и вещь вроде полезная, не придерёшься, но стал нарицательным не просто так. Вот так и с юзабилити: схемы, графики, советы, конференции, все пироги…

Среди свитков, висящих на стене у господина Наосигэ, был свиток со словами: «К важным делам следует относиться легко».

Matrix has you

Matrix has you

Увидев этот свиток, мастер Иттэй добавил:
«К несущественным делам следует относиться серьёзно».

На сим заканчиваю свое повествование о существовании или не существовании Юзабилити…

Мой мнение. Ложка, она все таки существует! Искренне Ваш, Муркетолог.

   Отправить статью как PDF   

Опытный SEO-шник (Москва) >>>
маркетолог увеличит ваши продажи и оптимизирует Ваш бизнес процесс!




  1. Angry Web-Engineer 14 Oct 2009

    Пара замечаний: не столько «злой», сколько «злобный», ближе к значению «насмехающийся».
    Про блондинку я имел в виду не кого-либо конкретно, а анекдот «какова вероятность, выйдя на улицу, встретить динозавра?», ответ блондинки «либо встречу, либо нет» даёт 50%
    Цитатами из Расюмон отделены две части; части, конечно, условные, но всё же эпиграфы к частям.

    Поделитесь секретом, зачем вы расставляете ссылки? какой-то профит?

    И спасибо про Головача напомнили, я даже забыть успел, увы мне.

    зы: перечитал, нашёл орфографические ошибочки

  2. Murketolog 14 Oct 2009

    Хорошо. Поправил по поводу «злобный». По поводу Расюмон я не вкурил (всеж не в японии живем, их «юмор» плохо понятен. По поводу профитов, этот блог читают все же представители бизнеса и некоторые термины (из интернет-субкультур) могут быть непонятны, вот я и ссылки на них (чаще всего на вики) ставлю.

    Да, разумеется и ваш и мой пост сложно считать статьями. Скорее это живая беседа. С опечатками повторами и.т.д.

  3. Не пишите такие интересные статьи — а то нет возможности выспаться. Круглые сутки за компом!

  4. Денис 22 Nov 2011

    Юзабилити… разумный повод разведения неграмотного бизнес-населения) но сама по себе важность структурирования и удобства пользования сайтом, как источником информации в тематике — неоспорима!


0