Последние записи по теме маркетинга:

— Видишь суслика?
— Нет.
— И я нет. А он есть.
(из кинофильма «ДМБ»)

В данной статье я расскажу влияние юзабилити (удобства использования сайта) на ранжирование: планка, которую постарался взять (но не взял. сразу) Яндекс 26-го января 2010 года.  К сожалению заниматься только юзабилити в России (на мой взгляд) так и остается коммерчески невыгодным (здесь я не имею ввиду улучшение интернет магазинов или веб-интерфейсов). Всё дело в том, что бизнесу очень сложно осознать  и подсчитать экономическую выгоду от внедрения улучшений удобства сайта (а юзабилити-экспертам еще сложнее гарантировать увеличение конверсии, чем SEO-компаниям ТОП 3).

Данная статья является первой ласточкой про то, каким должен быть веб-сайт, привлекательный для поисковых систем: факторы юзабилити, которые могли бы учесть в ранжировании поисковые системы сейчас и в будущем.

Юзабилити и SEO

Пропасть между юзабилити и SEO будет уменьшаться

Итак, существует три подхода оптимизаторов к исследованию алгоритмов поисковых систем:

1. Исследование конкурентов в ТОПе

Исследование сайтов конкурентов в ТОП

Исследование сайтов конкурентов в ТОП

Для этого применяется как внутренних факторов у сайтов конкурентов так и исследование внешних, например ссылочный бюджет по конкретному ключевому слову на конкретного конкурента в Sape:

Бюджеты по Sape на по любому слову у каждого сайта в ТОП 10

Бюджеты по Sape на по любому слову у каждого сайта в ТОП 10

Ниже анализ внутренних факторов сайтов конкурентов в ТОПе:

Внутренние факторы у конкурентов в ТОПе

Внутренние факторы у конкурентов в ТОПе

2. Эксперименты с тестовыми площадками

Это когда для исследования отдельных факторов и сохранения «чистоты эксперимента» seo-компания имеет тестовые площадки. К примеру seo-компании нужно выяснить какой средний % ключевого слова должен быть в тексте. Она берет размещает на своих 10 (одинаковых по параметрах) сайтах тексты с разным % содержанием ключевого слова «выращивание страусов» и смотрит после нескольких апдейтов какой из сайтов оказался выше.

Эксперименты на проверку работоспособности доноров

Эксперименты на проверку работоспособности доноров

Аналогично могут делаться эксперименты по проверке работоспособности доноров. С какого либо сайта, который нужно проверить (донора) покупается ссылка ключевым словом «валенки самара оптом» на соответствующий текст. И смотрится эффект. Базы «работающих» доноров накапливаются и обновляются. А ссылки на «хороших донорах» закупаются для клиентских проектов.

3. Прогнозирование путей решения поисковыми системами своих основных задач для того, чтобы приводить продвигаемый веб-сайт в их соответствие.

Продолжаю речь о третьем подходе прогнозирования решения своих задач поисковой системой и приведение своего веб-сайта в соответствие к ним.

Рассмотрим следующую задачу:  т.к. бОльшая часть обывателей не может отличить вкус Кока-колы от Пепси, также выдачу Гугла (если вставить ее в дизайн выдачи Яндекса) большинство обычных пользователей не могут различить (и наоборот) по релевантности. Я здесь не имею ввиду улучшения Яндекса в поиске региональных сайтов. А неплохо бы, если бы поисковая система выдавала не только релевантные сайты, но и удобные! Не правда ли?  Неудобство сайта (а точнее не следование основным условностям сайтостроения) пользователь замечает сразу. Ниже 2 примера по технологии Eye Tracking, которые мы тестировали. Метод Ай-Трекинга дает понимание что пользователи видели (в дырках), а что нет (черный фон).

Угадайте что это за сайт

Угадайте что это за сайт

Ниже тестировался сайт другого банка. На котором пользователям на наш взгляд «бросилась в глаза» другая информация.

Наш Сбербанк самый Звербанк в мире!

другой банк

Еще в прошлом году своим клиентам на продвижение при вопросе «влияет ли дизайн сайта на место в поисковой системе» я отвечал: поисковая система видит только код (и текст) и на дизайн она не обращает внимания:

Влияет ли дизайн сайта на продвижение?

Влияет ли дизайн сайта на продвижение?

Здесь я немножко расскажу про асессоры. Асессоры (от лат. «судьи»): отдел пользователей, тестирующих релевантность выдачи, обучающих алгоритмы ПС Яндекс. Работает с 2004 года. Кстати асессоры появились в Google раньше. Если асессор может оценивать релевантность, то, в отличии от робота юзабилити ему оценить гораздо проще, чем роботу.

Асессоры Яндекса :)

Ниже перечислены все основные мною выделенные задачи поисковой системы:

8 задач поисковой системы

8 задач поисковой системы

Что может робот учесть в юзабилити дизайна («оболочки»)

  1. Влияние скорости загрузки сайта (без учета скорости доступа в интернет у пользователя)
  2. Наличие ссылки в логотипе (картинка logo.jpg или logo.gif) на главную страницу.
  3. Наличие нижнего меню. Ссылки: «На главную» (также в подвале) и возможно, «наверх»
  4. Наличие телефона с кодом города (контактов, например e-mail или адреса офиса) в шапке и в «подвале» сайта (поисковая система может это оценить, если телефон текстом), либо наличие изображения названного как tel.gif или tel.jpg.
  5. Наличие h1 (заголовка) на странице

Юзабилити контента:

Структурирование и дизайн текста (контента) здесь я выделил некоторые правила, которые ПС несложно будет учесть:

  1. Объем текста и % ключевых слов (5% и выше – это СПАМ). Спам неудобен пользователю
  2. Наличие промежуточных заголовков в тексте (h2, h3).
  3. Наличие абзацев (<p>, <br>) не реже, чем через каждые ~1000 символов.
  4. Другие теги структурирования: <b>, <strong>, <i> (курсив).
  5. Возможно полезно наличие гипер-ссылок с текста куда-то еще.
  6. Наличие ссылок с этой страницы на нее же никак не влияет
  7. Полезно: наличие в тексте изображений (с альт-текстом!), таблиц, видео роликов (не обязательно), цитат.
  8. Наличие подчеркивания у ссылок
  9. Типографирование текста: например отлично делает бесплатный сервис //typograf.ru/

Ниже пример работы сервиса:

Пример работы сервиса typograf.ru

Пример работы сервиса typograf.ru

Ниже перед вами 2 сайта.

Где тут контакты?

Как проехать в офис компании? (где контакты)

Спросите себя: как проехать в офис компании? (где контакты) В каком городе все это находится? Ниже другой сайт:

Назовите проблемы с удобством этого сайта

Назовите проблемы с удобством этого сайта

Учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче

Другой момент, который могут учесть (и уже учитывают ПС: Себрант осторожно высказывался) — учет поведенческих факторов и кликов по ссылкам в выдаче

Поведение пользователя на выдаче

Эта задача связана с задачей юзабилити следующим образом: если конкретный пользователь зашел в выдачу и кликнул на какой либо сайт, к примеру из 1-й десятки и… вернулся, следовательно по большинству причин (в зависимости от тематики: чем дороже товар, тем больше сайтов пользователь оценивает!), значит либо

  1. Пользователь не нашел нужный ТЕКСТ на сайте
  2. Пользователю попался “кривой” и “неудобный” сайт

Таким образом если пользователи после клика по конкретному сайту возвращались в выдачу, значит ему можно присвоить ПОНИЖАЮЩИЙ коэффициент! (попросту “ПЕССИМИЗИРОВАТЬ”!).

Поведение пользователя на выдаче шаг 2

Поведение пользователя на выдаче шаг 2

Заключение:

  1. Факторы юзабилити, которые могут влиять и уже влияют на ранжирование СУЩЕСТВУЮТ
  2. Поисковые системы постепенно ЗАСТАВЯТ владельцев делать удобные сайты
  3. Внедрять любые дополнительные факторы юзабилити ПС будут очень осторожно
  4. Достаточно сформулировать РЕЗУЛЬТАТ, к которому стремятся поисковые системы, а решения этих задач – их проблемы
Будущее юзабилити и SEO

Будущее юзабилити и SEO

Ниже представлена презентация с доклада, прочитанного мною на РИФ+КИБ 2010:

www.pdf24.org    Отправить статью как PDF   

Опытный SEO-шник (Москва) >>>
маркетолог увеличит ваши продажи и оптимизирует Ваш бизнес процесс!

Если Вам понравилась статья, то Вы можете получать новые материалы Murketolog.ru по RSS (как читать RSS?), присоединиться ко мне на твиттере а также можете просто получать обновления блога на e-mail:
Получать обновления:



  1. Buduguru 5 May 2010

    Отличная статья! Узнал много нового о юзабилити, а также полезна была инфа о роли поведенческого таргетинга при ранжировании. И спасибо за презентацию!)

  2. Murketolog 5 May 2010

    пожалуйста. Коллеги SEO-шники помните! Релевантность — ваше главное но не все. Самообразовываться тоже помогает.

  3. SEOsur 17 Jun 2010

    Блин, зачет! Очень здорово все расписал. Есть подозрение что как минимум половину из того что ты написал поисковики уже учитывают! Может быть пока отдают этому мало значения, но что действует это почти точно. ИМХО

  4. Иван 12 Aug 2010

    А что это за сервис, который анализирует плотность ключей у конкруентов в топе? поделитесь ссылкой/скриптом?

  5. Murketolog 26 Aug 2010

    seolib.ru

  6. Сталлоне 26 Dec 2010

    Всё не так просто. Статья: «Мифы маркетинга. Некорректность использование метода eye tracking для тестирования рекламы» — http://www.mriz.biz/articles/eye-tracking.html

  7. Murketolog 13 Jan 2011

    Спасибо за интересную ссылку с научными источниками. Я пишу диссертацию в которой использую метод айтрекинга.

  8. Андрей 5 Oct 2011

    ну вот, наконец яндекс прямо об этом написал: http://webmaster.ya.ru/replies.xml?item_no=11888

  9. Андрей 5 Oct 2011

    Спасибо, очень интересно. А у вас блок под шапкой не удобный :) Что бы узнать тему, приходится мышкой елозить))

  10. Murketolog 6 Oct 2011

    Приходится иногда играть компромисс между дизайном и юзабилити :)

  11. Спасибо. Умнею понемногу. Кое-что беру и в сферу человеческих коммуникаций :)

    С уважением, Александр Вакуров.


0