Последние записи по теме маркетинга:

Поисковый рынок России назван самым быстрорастущим в мире. Такие данные представлены в исследовании comScore по итогам 2009 года. Пользователи поч ти в два раза чаще стали обращаться к поисковым системам. Народной любовью в большей степени был отмечен Яндекс, продемонстрировавший самые высокие темпы роста – плюс 90% запросов за год. На данный момент поисковик №1 в Рунете ежедневно отвечает почти на 100 млн. запросов. Пользователи все чаще общаются с Яндексом как с человеком – задают именно вопросы. Примечательно, что большая часть таких запросов появляется в понедельник, к концу недели запал пользовательского любопытства кончается.

По данным Яндекса, самыми популярными вопросами являются «как» и «где». Подобный результат на международной арене стал следствием активно предпринимаемых действий не только Яндексом, но и другими игроками данного рынка. Что именно делалось каждой из поисковых систем за последнее время? Какие нововведения на благо пользователя были введены? И какие изменения произошли в отрасли в целом? Знаковым событием последних шести месяцев стало партнерство Mail.Ru и Google. Слухи о замене поискового движка Яндекса (которым Mail.Ru пользовался с 2006 года) на заграничный появились еще осенью 2009 года.

Все прояснилось 1 января 2010 года, когда на Mail.Ru появилась только реклама AdWords. Почтовик не принял условия Яндекса, касающиеся брендирования поиска на go.mail.ru, и «подружился» с Google. Однако расстановка сил на поисковой арене не изменилась и перевес в сторону Google не случился! Вместо ожидаемого поиска интернет–гиганта Mail.Ru начинает использовать свой – GoGo. Таким образом, теперь каждый игрок поискового рынка сам за себя. И стоит отдать должное поисковым разработкам Mail.Ru, доля поиска которого после случившихся перемен особо не просела. На февраль 2010 года LiveInternet рисует нам следующую картину:

Февраль 2010       Октябрь 2009
Яндекс:   61,9%          57,2%
Google:    21,8%           23%
Mail.Ru:    9,1%          10,3%
Рамблер:    3,2%        4,2%

Аудитория поисковых сервисов Рунета, % от общего числа пользователей

Поисковые системы Рунета

Поисковые системы Рунета

ЯНДЕКС

Все это время Яндекс усердно работает над качеством своего основного сервиса – поиска. Был существенно улучшен региональный поиск. Сейчас Яндекс показывает более релевантные результаты для пользователей из 1250 городов. Помимо этого с января 2010–го каждый сайт в выдаче Яндекса (по геозависимым запросам) наделили актуальным ему регионом. Месяцем раньше такую информацию о сайте начал указывать Google, но в западном поисковике пользователи видят только страну, в которой находится сайт. Улучшен поиск оригиналов: новый алгоритм определяет, какая из группы страниц с одинаковым текстом является оригиналом. Этот алгоритм уже работает в российской формуле ранжирования, а через некоторое время он будет включен и для всех остальных стран.Частые изменения (совершенствования) алгоритмов ранжирования и поисковых программ, которые так болезненно переносятся вебмастерами, Яндекс скрасил не менее частыми полезными рекомендациями.

За отчетный период таких было опубликовано три – это «Руководство по белой оптимизации», «Рекомендации по созданию сайтов» и «Рекомендации по оптимизации картинок». Периодически отмечались изменения временного характера и в интерфейсе поисковой выдачи. В декабре прошлого года наблюдательные пользователи заметили выдачу без нумерации (как у Google), а совсем недавно – блоки контекстной рекламы, расположенные ближе обычного к выдаче. Так Яндекс пытается понять, как пользователям удобнее работать с выдачей. Яндекс не только активно работает над качеством поиска, но и расширяет его географию. В октябре Яндекс пришел в Казахстан, поиск на yandex.kz учитывает морфологию казахского и русского языков. Пару месяцев спустя Яндекс начинает переводить страницы сайтов с нескольких иностранных языков на русский. Автоматический перевод страниц возможен с английского, немецкого, испанского, итальянского и французского языков.

Географические изменения затронули и рекламную сеть Яндекса. В конце 2009 года у нее появляется зарубежный партнер – Bing. Теперь аудитория поисковика будет наблюдать рекламу Директа.Когда–то Яндекс не стал заключать подобное соглашение с Yahoo, посчитав его бесперспективным. Сейчас на Yahoo транслируются объявления другой системы контекстной рекламы – Бегуна, с которой портал заключил соглашение в сентябре 2009 года. А вот одним из самых малоприятных событий стало закрытие рейтинга популярных записей блогов Яндекса. Новость настолько возмутила сообщество, что блогеры провели акцию протеста у ворот офиса Яндекса на Самокатной.

GOOGLE

Удерживая завоеванные 20% поискового рынка в России, Google начал строить тесные отношения с его игроками. В результате чего в декабре подписывается соглашение с Mail.Ru о сотрудничестве в области поисковых и рекламных технологий. В январе 2010–го Google обзаводится авторизованным реселлером Google AdWords в России в лице компании «Бегун». Теперь последний продает рекламу в результатах русскоязычного поиска Google. В конце февраля Google начинает теснить давно существующие на рынке Яндекс.Маркет, Товары@Mail.ru и Price.ru. Интернет–гигант запускает сервис «Покупки», призванный упростить пользователям поиск товаров. Система анализирует веб–страницы и извлекает из них цену продукта и фотографию. Выдачу можно отфильтровать, задав минимальную и максимальную цены. Помимо этого Google ведет работу над популяризацией своего поиска, пытаясь стать ближе к народу. Одна из таких рекламных кампаний прошла в декабре в Москве, Санкт–Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске. Жителям городов предложили угадать персонажа, портрет которого был составлен из запросов. В подобную викторину можно было сыграть и онлайн.

Так же как и Яндекс, интернет–гигант работает над юзабилити поиска и новыми пользовательскими возможностями. Однако стоит отметить, что некоторые идеи Google, воплощенные совсем недавно, не являются пионерскими. Например, Google на несколько месяцев позже Bing предлагает пользователям возможность просмотра найденной страницы прямо в выдаче. Корректировать неправильные запросы пользователей Google начал только в декабре 2009 года, тогда как Яндекс делает это с 2008 года. Или в том же декабре Google меняет дизайн главной страницы, на ней остаются только строка поиска и логотип. Так же выглядит аскетичный поиск Яндекса, существующий уже давно. Разница в том, что страница Google теряет свою аскетичность при малейшем движении мыши.

А добавив возможность просматривать страницу прямо в выдаче, Google повторил за Bing. Интернет–гигант продолжает активно работать над социализацией поиска. За отчетный период Google (так же как Yahoo! и Bing) начал сотрудничать с микроблогинговым сервисом Twitter (впервые он платит сайту за возможность его индексировать напрямую из базы в базу а не традиционным способом!). Теперь поисковик ищет по твитам и выдает их врезультатах своего поиска. Уже в наступившем году Google запускает поиск по «социальному кругу» пользователя, куда входят контакты из Gmail почты и чата, а также записи друзей из социальных сервисов.

Нельзя не отметить запуск нового социального сервиса Google Buzz. Живая Лента (русское название Google Buzz) связана с такими сервисами, как Flicker, Picasa, Blogger, Twitter, YouTube. С помощью новинки Google можно следить за активностью друзей в данных социалках, общаться с ними. Также с февраля на Google.ru заработала функция «Прямо сейчас», ранее она была введена на Западе. Теперь в выдачу выводятся заголовки новостей, блог–постов и релевантные сообщения из Twitter, Facebook и MySpacе.

Однако на этом Google останавливаться не намерен, в настоящее время интернет гигант ведет тестирование поиска по ВиО–сайтам (сайтам Вопросов и Ответов). Что оставляет за собой возможность обрабатывать часть запросов своими поисковыми технологиями. Так как планирует активно развивать собственные поисковые технологии. Это подтвердил новый алгоритм обработки названий фильмов и книг, запущенный после подписания соглашения. Умный алгоритм анализирует поведение пользователя, правильно выделяет фактологические данные и предлагает на запрос:

  • справку по самому популярному варианту ответа
  • ссылки на тексты произведений и трейлеры фильмов.

Знали ли тогда в компании, что только на своих поисковых разработках и будет работать go.mail.ru в 2010 г. По одной из версий, «сверху» не позволили интернет–гиганту установить свой поиск на Mail.Ru и тем самым приплюсовать к своей доли поиска дополнительные 10%. По другой – Mail.Ru решил совершенствовать свой поиск и работать именно на нем, придерживая технологии Google как запасной вариант. Как именно обстоят дела, остается догадываться, стороны этого не комментируют.

РАМБЛЕР

Старейший поисковик Рунета, отпраздновавший свое 13–летие в сентябре 2009–го, за последнее время сильно сдал и положительной динамики не наблюдается. Новое руководство компании, в лице Ольги Турищевой (сменившей Аркадия Морейниса), продолжает искать пути и возможности если не восстановления былой мощи, то хотя бы стабилизации поисковой доли на рынке. В свете этих событий в Рамблере ведутся реструктуризация и рекрутинг.

В декабре прошлого года мажоритарный акционер Rambler Media медиагруппа «Профмедиа» снимает интернет–компанию с листинга Лондонской фондовой биржи из–за неликвидности ее акций. Для этого мажоритарию пришлось выкупить более 20% акций и миноритарных акционеров Rambler Media, догнав свою долю до 75%. Известно, что Рамблер продолжает инвестировать в развитие собственного поиска, тем не менее не исключает и варианты партнерств. По словам Ольги Турищевой, компания ищет качественного поискового партнера, сотрудничество с которым сразу даст большой рывок для аудитории Рамблера.

ДРУГИЕ ИГРОКИ

Некоторая активность наблюдалась и среди небольших поисковиков. Самым активным из них стал интеллектуальный поисковик Nigma.ru. Сначала система «перезагрузилась» и предстала в новом минималистичном образе. Новый дизайн главной страницы поисковой системы Nigma стал гораздо больше напоминать дизайн Google, чем Яндекса. Вслед за новым дизайном Nigma показала структурированную выдачу, ответы на запросы пользователя стали представляться в виде таблицы.

Google и Bing тоже работают в этом направлении, но их попытки выглядят менее привлекательными. После этого интеллектуальный поисковик предложил еще математическую систему, которая справляется с задачами корректней, американского WolframAlfa и усовершенствованный химический поиск. Другой российский поисковик отличился тем, что решил засудить самого интернет–гиганта. Визуальная поисковая система Quintura.ru обвинила Google в использовании своей запатентованной технологии по визуализации результатов поиска. У Google данная технология используется в сервисе Wonder Wheel.

Конфликт возник в феврале этого года, и пока не получил никакой развязки. А буквально через неделю после ситуации с Google появилась информация о том, что Quintura.ru может перейти к другим владельцам. Нынешние владельцы (люксембургский фонд Mangrove Capital Partners и российский фонд ABRT) хотят получить за Quintura от $50 млн. до $100 млн. Если сделка состоится, то в России будет на один поисковик меньше. В конце прошлого года началась реабилитация старейшей поисковой системы Aport.ru. Сейчас за дело взялась компания «ВымпелКом». Сразу же был изменен дизайн сайта, заменена поисковая технология, что ускорило обработку запросов.

Напомним, «Апорт» был самым популярным в конце 90–х. Начиная с 2000–го, поисковик начал сдавать свои позиции сначала «Рамблеру», а затем «Яндексу». Таким образом, жизнь на поисковом рынке России оживленная. В большей степени это касается Яндекс и Google, которые не покладая рук совершенствуют поиск и развиваются, в борьбе за аудиторию. Mail.Ru теперь занимается своей по- исковой судьбой самостоятельно, и за этим будет интересно понаблюдать. Чего не скажешь о ситуации с Рамблером, который остается в перманентной борьбе за выживание.

Анна Макарова, SEONEWS

   Отправить статью как PDF   

Опытный SEO-шник (Москва) >>>
маркетолог увеличит ваши продажи и оптимизирует Ваш бизнес процесс!




  1. […] Murketolog рассказал о поисковых системах Рунета 2010. […]

  2. elvizzz 1 Jun 2010

    Спасибо за полезную статью. Все таки. сколоко бо не говорили поGooglи — а русский поисковик — Яндекс — к народу ближе.

  3. rusinmd 18 Jun 2010

    супер ролик, впервые увидел Ашманова.


0