Последние записи по теме маркетинга:

автор. Георгий Качмазов

Все чаще московские фирмы переносят производство в регионы. По моим оценкам, в ближайшие годы эта тенденция будет усиливаться и приведет к тому, что большинство IT-компаний будут возлагать техническую работу на удаленные офисы.

Создание представительства в регионе — это выгодно и не так сложно, как многие думают. Я убедился в этом, когда руководил открытием офиса в Брянске для агентства интернет-маркетинга ad2go.ru. Уверен, что бóльшая часть полученного опыта актуальна также для веб-студий, разработчиков ПО и других компаний.

Региональный офис — экономия средств
Дополнительный офис позволяет существенно снизить издержки на зарплату и аренду. Поскольку у IT-компаний эти расходы являются основными, их снижение существенно улучшает конкурентоспособность бизнеса.

Это становится очевидным, если сравнить средние зарплаты (в рублях) специалистов в Москве и Брянске в 2010 году:

Москва Брянск
Оптимизатор 50 000 20 000
Веб-мастер 40 000 20 000
Программист 50 000 25 000
Редактор 60 000 25 000
Копирайтер 35 000 15 000

Менеджмент — в Москве, производство — в регионе
Переносить из столицы стоит производственные мощности — программирование, оптимизацию, верстку, техподдержку. Менеджеры, работающие непосредственно с заказчиками, остаются в главном офисе. Наиболее дальновидное решение — нанимать в удаленный офис местных специалистов среднего уровня, благо найти их не трудно, и повышать их квалификацию в ходе практической работы. Искать сразу высококвалифицированных специалистов сложнее, и, как правило, экономия на их зарплате будет меньше.

Офис под землей :)

Офис под землей :)

Руководитель — ключевой фактор
Возникает вопрос, где найти руководителя удаленного офиса и как проверить его профессиональные качества.
Нам удалось найти толкового человека в Брянске по рекомендации. Мы пригласили его на стажировку в московский офис. Спустя два месяца мы убедились в его профессионализме, и он отправился открывать наше первое региональное представительство.

Юридическое оформление
Если вы переносите только производственные мощности, то самым подходящим способом оформления удаленного офиса будет обособленное подразделение. При этом, в отличие от филиала или представительства, не нужно менять устав организации, вести отдельный баланс и сдавать отдельную налоговую отчетность. Требуется только уведомить региональный налоговый орган.

Развёртывание офиса
Многие стандартные вопросы, возникающие при развёртывании офиса,— например, аренда помещения, подбор сотрудников, покупка техники, обустройство быта — решаются такими же способами, как в Москве. Если офис находится в пределах 500 километров от МКАД, то может оказаться выгоднее доставить туда технику, купленную в Москве.

Коммуникация
Когда сотрудники компании работают в удаленных друг от друга офисах, организовать коммуникацию между ними сложнее, чем если бы они находились в одном помещении. Но эти сложности перекрываются выгодами от экономии на издержках.

В современных условиях есть много удобных инструментов для связи и взаимодействия сотрудников. Мы используем в работе CRM (Мегаплан), электронную почту, Skype, внутреннюю базу знаний на платформе Wiki и вебинары.

Обучение
Возникают сложности с обучением первых сотрудников нового представительства. В отличие от московского офиса, рядом нет опытных коллег, которые могут поделиться знаниями и быстро прийти на помощь.

Мы выдали новичкам обучающие материалы и провели несколько вебинаров. Почти сразу им поручили несложные практические задачи. Московские специалисты курировали выполнение задач и отвечали на вопросы. Часто задаваемые вопросы с развёрнутыми ответами фиксировались в нашей базе знаний. Так мы сэкономили время на обучении будущих новичков.

По мере того как офис разрастался, первые сотрудники превращались в грамотных специалистов и могли сами обучать следующих новичков. Мы также практикуем командировки московских специалистов в Брянск, где они проводят семинары и консультации для местных коллег. И наоборот, ведущих брянских сотрудников мы приглашаем на стажировку в московский офис.

Контроль и дисциплина
Многие коллеги-руководители, с которыми я общался, не открывают удаленный офис, потому что боятся плохой дисциплины и неэффективной работы.

Наш опыт показал, что эти проблемы не связаны с тем, находятся ли сотрудники в соседней комнате. Для поддержания порядка и качества работы важны разумный контроль и грамотная мотивация.

Мы мотивировали сотрудников с помощью роста квалификации, расширения области ответственности и повышения зарплаты. А контроля добились с помощью внедрения CRM и автоматизации внутренней отчетности.

Бизнес-план
Для примера приведу фрагмент реального бизнес-плана для студии интернет-маркетинга. В нем рассчитана стоимость открытия и поддержания работы удаленного офиса на пять месяцев. По моим оценкам, такое подразделение способно постоянно обслуживать порядка 100 проектов.

Для сравнения в бизнес-плане приводятся оценочные затраты на ежемесячное обеспечение такого же подразделения в Москве. Перенос технической реализации нашей работы в Брянск позволил существенно сэкономить. Поддержка аналогичной инфраструктуры в Москве обошлась бы нам на 50 % дороже.

Сравнительная таблица стоимости работы.

Текст не мой. Оригинал взят с Roem.ru, автор. Георгий Качмазов

Мой комментарий:

(в МСК) беря москвича-програмиста, можно мысленно в его зп накидывать 17-23 т.р. (стоимости аренды «однушки» в Мск), чем если к вам на собеседование пришел «понаехавший», которому платить за аренду. В принципе потратив время на «отсев» еще пары десятков людей, пришедших на собеседование можно найти среди них кандидата-москвича, который имеет нормальные жилищные условия (не с папой с мамой живет а собственной квартире) и накинув ему 5-10 тыр свыше зарплаты вакансии взять на работу. Идеальный вариант (в случае профпригодности). Только вот не у всех есть терпежка «перебрать» столько кандидатов или желания нанять хантера, который проделает эту работу.

Приятные картинки на тему: офис в лесу

   Отправить статью как PDF   

Опытный SEO-шник (Москва) >>>
маркетолог увеличит ваши продажи и оптимизирует Ваш бизнес процесс!




  1. Дмитрий 6 Mar 2011

    Был клиентом Качмазова. Пустая трата времени и денег, сотрудничеством остался крайне недоволен.

  2. Murketolog 9 Mar 2011

    Ну здесь в статье речь не идет о качестве их услуг. Причины кстати могут быть разные (почему у них с вашим проектом не получилось), в том числе и плохая организация работы на местах

  3. ShultZ 12 Jul 2012

    открывал удаленный офис на 15 человек. так до сих пор и не понял правильно сделал или нет. Работают из под палки, халявят. Московские стоят всего на 30% дороже но приэтом гораздо более работящие и ответственные, ритм жизни другой. Один москвич помоим оценкам заменяет 2-3 региональщиквов легко. Пришел к выводу что эффективно выносить только простую раб силу (колл центр, холодные звонки и тпп) остальное никакого смысла.


0